Закон такси. «Агрегатор такси — это не просто IT-компания, но и участник пассажирских перевозок».

Закон такси. Ассоциация региональных пассажирских перевозчиков (АРПП) обратилась в правительство РФ и Совет Федерации с требованием отменить мораторий на проверки в отношении ООО «Яндекс.Такси» (оператор агрегатора такси «ЯндексGO»). Трехлетний мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний был введен в 2022 году. Во-первых транспортники жалуются, что он не позволяет применять к агрегатору эффективные меры реагирования, несмотря на многочисленные жалобы. Однако в АРПП нашли основание для отмены моратория. Инициативу комментирует глава ассоциации Сергей Карпенко.

«Действительно, жалоб на «Яндекс.Такси» поступает достаточно много: и на вмешательство в трудовые отношения фирм такси с таксистами (фактически тут следует говорить и нарушении запрета на заемный труд), и на одностороннее расторжение партнерских соглашений, и на постоянное изменение условий сотрудничества.

Закон такси. ФАС России в конце 2023 года установила, что ООО «Яндекс.Такси» занимает доминирующее положение на территории РФ.  Но даже при наличии подтвержденных фактов злоупотребления доминирующим положением ФАС не может принять меры реагирования к «Яндекс.Такси» из-за моратория на проверки IT-компаний (действует до конца 2024 года).

Аналогичные проблемы с проверками ООО «Яндекс.Такси» в рамках закона о защите прав потребителей возникли у Роспотребнадзора и его территориальных органов в субъектах РФ.

Закон такси. По теме.

Закон такси. Получается, органы государственной власти, обладающие всеми необходимыми механизмами регулирования, в настоящее время в связи с мораторием на проверки IT-компаний не имеют возможности их реализовать. Данную ситуацию нельзя признать положительной.

Закон такси. Общественные организации в сфере такси фактически свои функции по защите прав пассажиров и водителей такси не выполняют, поскольку стали лоббистами «Яндекс.Такси».

В данных обстоятельствах агрегатор со ссылкой на мораторий может делать практически все, что захочет.

На сегодняшний день у участников рынка остается только один способ защиты прав — судебный. Сейчас один из краснодарских перевозчиков добивается признания незаконной подобной практики в суде. Мы от ассоциации внимательно следим за этим процессом. Со своей стороны мы ранее инициировали поправки в федеральный закон о такси. В частности  которые бы препятствовали одностороннему внесудебному расторжению агрегаторами договоров с перевозчиками, а также поставили перед экспертным советом ФАС вопрос о введении госрегулирования для «Яндекс.Такси».